История царских врат

История царских врат

Царскими вратами называют главные двери, расположенные в алтарной перегородке (иконостасе) православно-христианского храма, которые играют важную роль в церковных обрядах богослужения, от чего имеют весьма интересную историю.

Наряду с главными дверьми есть в иконостасе ещё две небольшие боковые двери, с левой стороны так называемые дверцы южные и с правой стороны дверцы северные.

Но царские двери главные потому, что, во-первых, они предназначены для избранных людей в церковной иерархии, а также для царских особ и, во-вторых, потому, что они расположены в центре иконостаса и предназначены для входа в алтарь.

И ещё они называются главными потому, что символизируют собой вход в Царство Божье.

Иконостас условно разделяет пространство христианского храма на две части.

Первая часть, которая с алтарём, представляет собой, как бы невещественный мир (жилище Бога).

Вторая часть, составляющая остальную территорию храма, представляет собой вещественный мир.

То есть мир человека, где должны находиться прихожане храма для молитвы и вкушения небесной жизни через участие в святой Евхаристии, которая единит людей в Церковь через обращение к Духу Святой Троицы и «божественному» человеческому естеству - Иисусу Христу.

В строительно-утилитарном отношении царские врата в христианском храме – это обычные двустворчатые двери, исполняющие в храме свою специальную роль.

История этих дверей достаточно богата. Церковные писатели утверждают, что история царских врат уходит своими корнями в IV век н.э.

Кроме «возраста» эти специфические двери включают архитектурно-художественную составляющую, а также сакральный символизм, связанный с образом границы и возможностью её перехода или преодоления рубежа между различными духовно-психологическими состояниями человека.

Этот переход и связанные с ним душевные переживания часто встречаются в народных обрядах и религиозных ритуалах.

В частности, в христианской трактовке дверей (врат), как входа в Царствие Небесное, как Дверь Спасения или врата Рая.

Недаром устойчиво бытует мнение, что дверь как таковую во всём многообразии видов и форм создал Бог. И в первую очередь для того, чтобы впустить к себе человека.

Бог любил своё творение, и нередко даже себя называл дверью:

«Я есть дверь». «Кто войдёт Мною, тот спасётся» - говорил Иисус Христос.

Имея в виду, что человек должен преодолевать границы, которые сам себе создаёт и идти к Богу. Для этого на границах человеческого бытия ОН открывает СЕБЯ как дверь, и множество других, которые олицетворяют ЕГО присутствие.

Указанная семантика двери (врат) ярко представлена в сущности царских врат христианского храма.

На заре христианства, когда ещё полностью не сложились религиозные традиции, а первые христиане собирались помолиться своему богу в запретных местах (катакомбах), алтарь (жертвенник, где происходит обрядовое взаимодействие с Богом) отделялся от остальной части импровизированного храма подобием колон или особой, но скромной перегородкой.

Позже, когда в XI веке произойдёт великий раскол христианской церкви (на римско-католическую на Западе и православную на Востоке) алтарные перегородки в западной и восточной церкви будут иметь различия.

В римско-католической церкви алтарь вообще не отгораживается или имеет перегородку с небольшой двустворчатой дверцей.

В православной церкви ранее скромная алтарная перегородка трансформировалась со временем в красивый многоярусный иконостас с тремя дверьми.

Центральная дверь является главной. Двое других поменьше по бокам от главной двери выполняют подчинённую ритуальную роль, но не менее необходимую в обряде богослужения.

До официального признания христианской религии первые христиане, не имея специально предназначенных храмов, молились в частных домах или тайных местах.

После обретения официального статуса государственной религии римские власти стали передавать верующим базилики (высокие здания с просторными помещениями), которые ранее использовались для совершения торговых сделок.

В базиликах главные двери назывались царскими, потому что через них в здание входили императоры и первые священники – епископы, которые были главой христианской общины.

Епископ в обряде богослужения являлся главным действующим лицом. Без него богослужение не могло состояться, поэтому прихожане уважительно ждали священника на улице.

Священник торжественно входил в царские врата. За ним, но в другие двери здания входили прихожане.

Это было начало божественной литургии, которую возглавлял епископ местной общины.

В базиликах алтарная часть храма сформировалась не сразу.

В начале существования официальной христианской церкви (IV в н.э.) и до конца первого тысячелетия ритуальная часть богослужения, связанная с таинством Евхаристии проводилась под покровом перегородочной завесы (катапетасмы), которая на время божественной литургии закрывалась.

То есть, пока хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову.

Последующее их вкушение (причастие) священниками в алтаре и прихожанами на солее, является высшей формой единения с Богом.

В дальнейшем, начиная со второго тысячелетия, перегородочная завеса стала украшаться священными изображениями.

Эта завеса постепенно изменялась, приобретая вид иконостаса.

Многоярусный и многозначный иконостас полностью сформировался лишь к XV веку.

Центральные двери иконостаса украшаются иконами благовестников Царства Божьего - святых Евангелистов, указывающих, что именно они возвестили благую весть.

Украшения иконостаса символизируют доступность Рая для всех людей. И вместе с тем говорят о том, что в особых случаях к верующим выходит сам Господь, который является Царём Славы.

Традиционно при художественном оформлении иконостаса с левой стороны от главных его дверей размещают лик Богоматери, а с правой лик Иисуса Христа.

Во время открытия главных дверей иконостаса верующие крестятся и делают поясной поклон.

Открытие и закрытие главных дверей в разных обрядах доверяется специально ответственным служителям церкви.

Прихожане в эти центральные двери иконостаса входить не имеют церковного права. Это дозволяется делать высшим священнослужителям (архиереям).

В иных случаях и без специального ритуального облачения входить в алтарь через царские двери могут исключительно архиереи.

В алтаре находится сохранившаяся до наших времён завеса, положившая в своё время начало возникновению современного иконостаса.

Она открывается в особых случаях, предусмотренных уставом церкви.

В пасхальные дни царские двери полностью открыты.

Это является символом того, что Христос своей смертью указал вход в Рай, который доступен всем.

Символом Рая является алтарь. Остальное пространство храма, как бы, является землёй.

В древней христианской церкви среди её служителей у царских дверей постоянно стояли специальные люди, которых называли дверниками.

Через открытие и закрытие дверей они регулировали поток людей готовящихся к обряду причащения.

Открытие царских врат, как бы, подчёркивает важные ритуальные особенности церковной службы.

В частности они открываются, когда провозглашается благословение на путь, указанный Христом.

Царские врата символически указывают собой вход в Царствие Божье. От чего они являются центральным и значимым местом иконостаса.

И их яркое художественное оформление множеством способов подчёркивает это значение.

Способы украшения при этом имеют различные формы и образы.

Среди них можно назвать: металлическую ковку, искусную резьбу по дереву, тончайшую басму, золочение.

Царские врата обильно украшаются травяным орнаментом в виде виноградной лозы, изображениями райских птиц и различными библейскими сюжетами.

Иногда на вратах изображаются символы евангелистов в виде животных: лев, орёл, телец и ангел.

Кроме орнаментов, евангелистов используются изображения Девы Марии, Иисуса Христа и других святых христианской церкви, например, Святителя Златоуста или Василия Великого.

А если в храме не один алтарь, то украшение врат становится ещё богаче и разнообразнее.

При изготовлении царских врат художники и зодчие используют богатое множество материалов и изобразительных средств.

Наиболее часто используются: дерево, мрамор, фарфор, железо и другие материалы, доступные в России.

Над главными вратами иконостаса размещают библейский сюжет «Тайной Вечери», где Иисус Христос причащает своих Апостолов.

Царские врата иконостаса также венчают ликами Святой Троицы.

В целом оформление царских врат, так или иначе, помогает указать верующим путь в Царствие Небесное через райские врата, символом которых являются царские врата иконостаса православного христианского храма.


Двери возможностей и возможности дверей (Дайджест ...
Любимые двери Петра I

Читайте также: