«Запасная дверь» Ивана IV Грозного?

«Запасная дверь» Ивана IV Грозного?

Чем дальше в прошлое уходят времена правления Ивана IV Грозного, тем загадочнее представляется жизнь и деятельность этого царя, как и его эпоха в целом, в том числе история с трудно объяснимым и неожиданным воцарением почти неизвестного современному россиянину странного царя Московского Царства с не славянским именем Симеон Бекбулатович.

Тем не менее, это реальный московский царь, находившийся на властном престоле Московии в 1575-1576 годах и, вошедший в «Царский титулярник».

Кто он такой? Как появился на российском престоле? При каких обстоятельствах ему распахнулись властные двери Русского Государства?

И причём здесь Иван IV Грозный?

Вопросы множатся по мере проникновения в глубь эпохи Ивана Грозного, богатой на загадки, скудость документальной базы, исторические несоответствия и нестыковки канонической хронологии истории Государства Российского.

Каноническая историография делит Древнюю историю Российского Государства на следующие исторические этапы:

1. Киевская Русь (862-1169).

2. Владимиро-Суздальская Русь (1169-1327).

3. Московская Русь (1328-1462).

4. Централизованное Московское Государство (1462-1696).

5. Российская Империя (1696-1917).

Ко времени появления на политическом российском Олимпе Ивана IV Грозного (1533-1584) уже минула в прошлое эпоха «Московской Руси» (1328-1462) с противоречиями раздробленных русских княжеств и сложными межгосударственными отношениями с татарскими ханствами.

В российской политико-административной конфигурации рождалось Централизованное Российско-Московское Государство (1462-1696), ставшее колыбелью и предшественником романовской Российской Империи (1696-1917).

Процесс становления Централизованного Государства через трансформацию Московской Руси (Московского княжества) в мощное Российское Государство с централизованной царской властью был трудным и очень сложным.

Более двухсот лет Московско-Российское Государство сотрясало от межклановых междоусобий, ввергнувших страну в длительную политическую, хозяйственную и социальную Смуту, которая не ограничивается периодом между царствованиями Бориса Годунова и Михаила Романова, как утверждается в официальной истории России, написанной летописцами романовской династии и продолжавшей эту линию советской властью Страны Советов.

Эта Великая Смута началась ещё в правление Ивана Грозного, когда страну охватила кровавая опричнина, а затем, когда на русский престол был посажен бывший татарский хан, вошедшего в историю Древней Руси под именем Симеона Бекбулатовича.

Процесс формирования Централизованного Московско-Российского Государства сравним с прохождением через тёмный и сложный дверной лабиринт с множеством хитросплетённых проходов, переходов с «преддверными» и «пороговыми» заблуждениями, пугающими исследователей истории и любопытных обывателей своей тайной неопределённостью различных трудно открываемых, а иногда само открывающихся дверей и завораживающего своим будущим «задверием».

За каждой дверью обильно и «болотисто» существовали политические противоречия, бесконечная борьба за власть и жестокое выживание.

Документальных доказательств событий, происходивших за этими дверьми, прямо скажем, не густо, в отличие от других исторических эпох Древней Руси. Но «дыр» неопределённостей предостаточно. До сих пор не все двери этого лабиринта открыли свои тайны.

Одной, из таких является странная дверь, названная нами «запасной».

Производством дверей на Руси царь Иван Грозный лично, конечно, не занимался. На это у него было много мастеровых людей, умеющих создавать чудеса строительно-архитектурного искусства, которые до сих пор можно увидеть и полюбоваться ими в Покровском Соборе («Храме Покрова на рву») более известном, как «Храм Василия Блаженного» на Красной площади в Москве.

Однако одну дверь он всё же создал. Эта дверь метафорическая по названию – «Запасная дверь», но создана она в соответствии с официальной (классической или традиционной) историографией реальным Иваном IV Грозным.

История и цели создания этой «запасной двери» доподлинно неизвестны даже маститым историкам, хотя её метафоричность вполне понятна.

Впрочем, современные исследователи исторического прошлого России в попытке разгадать загадки правления Ивана IV Грозного, которых значительно больше, чем в других исторических периодах, добавили новых вопросов к истории страны. В том числе, к периоду правления, так называемого, великого князя всея Руси Симеона Бекбулатовича.

Новые загадки истории возникли с обновлением методик исследования истории и критического отношения к самой хронологии исторических событий.

С помощью этих методик многие загадки истории России и всей нынешней цивилизации «разгадываются» иначе, чем прежде и необычным образом, раздражающим историков, придерживающихся «классических» взглядов, а также повергающих интересующихся вопросами истории обывателей в шок от способов распутывания исторических хитросплетений, и создающих, вместе с тем, новые загадки, которые ждут своего разрешения.

Двери для решения исторических нестыковок, противоречий открыты непредвзятым и добросовестным исследователям истории.

Прошлое всегда таинственно и загадочно, от чего нуждается в свете и документальной достоверности, в том числе и то, которое формируется сегодня.

Даже для современного человека сегодняшний день не всегда понятен без взгляда на действительность с «высоты птичьего полёта» с прищуром отдалённости.

Именно с высоты лучше виден лабиринт жизни с путаными ходами и множеством дверей, которые предстоит открывать человеку для достижения жизненных целей и правды жизни.

Говорят, что дверь, как архитектурно-строительный элемент хижины или здания, создал или подсказал, как создать мастеровым, сам Господь Бог.

Может быть, и «запасную дверь» создать подсказал Ивану Грозному наш Спаситель.

Есть на этот счёт некоторые «подозрения», учитывая то, что Иван IV Васильевич (Грозный) был весьма и искренне религиозным человеком.

Всех тайн и загадок нам, конечно, не разгадать, но что такое «запасная дверь» Ивана IV Грозного мы постараемся пояснить.

Однако оговоримся, что «запасной» эта дверь понимается с позиций традиционной историографии. Где Иван IV Грозный предстаёт, как прочный неделимый «монолит», правивший Русью более 50 лет, организовавший жестокую опричнину в форме карающей гвардии, сменивший множество жён, и ради непонятной причуды, нашедший себе «подменного царя» в лице татарского касимовского хана Саина-Булата Бекбулатовича.

Указанная оговорка необходима для того, чтобы не забывать и о других версиях рассматриваемых исторических обстоятельств.

Что же представлял собой этот хан, и почему ему удалось раздвинуть плотные ряды Рюриковичей и стать великим князем всея Руси Симеоном Бекбулатовичем?

Отвечая на эти вопросы, не будем забывать банальную истину, что историю пишут победители, а не добросовестные независимые летописцы в тиши монашеских келий.

С позиций канонической истории пребывание на русском престоле татарского хана не более чем странный эпизод времён правления Ивана IV Грозного, который нередко проявлял себя странным образом.

Хотя современники тех событий весьма серьёзно относились к этому необычному царствованию.

При этом остаётся большой загадкой то, что этот татарский хан на русском престоле был всего одиннадцать месяцев, но все последующие сорок лет его жизни он и его царский титул будоражили умы современников и особенно его преемников на русском престоле, что было весьма и весьма удивительно.

Кем же был этот необычный человек, не дававший покоя Борису Годунову, Василию Шуйскому, Лжедмитриям и отцу Михаила Романова митрополиту Филарету?

Отцом Саина-Булата был царевич Ногайской орды и потомок ханов Золотой Орды Бек-Булат. То есть человек очень знатного происхождения, которое значительно превосходило знатность многих русских великих князей, стоявших во главе удельных княжеств. В том числе и самого Ивана Грозного.

Однако золотоордынские времена канули в лету, на политической сцене появилось и укреплялось мощное Московское княжество с централизованной властью русского царя.

С конца пятидесятых годов ногайский царевич Бек-Булат служит московскому царю.

Это, несомненно, тешило самолюбие Ивана IV, ведь ему служит потомок некогда властных татар, которым были вынуждены служить более двухсот лет предки Ивана IV Грозного.

Возможно, это не так и существовали иные причины в основе поступков русского царя. Но каких либо объясняющих это обстоятельство документов тех времён не сохранилось. Хотя более древние источники существуют до сих пор.

Сам же Бек-Булат тоже никак не объяснял этот разворот своей судьбы.

А после смерти Бека-Булата московскому престолу продолжил служить его сын – Саин-Булат, носивший тогда титул царевича Астраханского ханства.

В 1568 году Саин-Булат объявляется ханом и царём Касимова.

Касимовское ханство ещё со времён отца Ивана IV Василия III было в Московском княжестве территорией свободной для ислама.

Оно было своеобразной «потёмкинской деревней» перед соседней Турцией, очень «заботящейся» о своих единоверцах в России.

Кроме ханского титула Иван Грозный пожаловал Саину-Булату звание «слуги государева», когда все остальные близкие служивые люди именовались не столь высокими званиями, а проще – «холопами».

Причину странного благоговения документы той эпохи до нас не донесли.

В 1571-1573 годах Саин-Булат принимал участие от Московского царства в войне с Ливонской конфедерацией, но проявил себя крайне не удачным воином.

Однако этим не навлёк на себя царскую опалу. Что вызвало недоумение в царском окружении.

В 1573 году Саин-Булат был крещён с именем Симеон и женат на русской девушке Анастасии. Её отцом был знатный боярин Иван Фёдорович Мстиславский.

А в 1575 году происходит событие, мотив которого остаётся до сих пор загадкой.

Иван IV Грозный неожиданно для всех отрекается от Московского престола, объявляя Симеона Бекбулатовича царём «третьего Рима». Себя же называет Московским Иванцом, покидает Кремль, ведёт себя как скромный боярин и ходит с докладами к новому русскому царю.

Современники тех событий пребывали в недоумениях и опасливых ожиданиях.

Десять лет назад с подобного шага Ивана IV Грозного начиналась кровавая опричнина.

Тут же посвящённые люди вспомнили события годичной давности. Когда в 1574 году Иван IV Грозный высказывал мысль об уходе от власти и эмиграции в Англию под защиту королевы Елизаветы от российской крамолы.

В скудных отечественных исторических источниках нет никаких объяснений поступков Ивана IV Грозного. Они лишь констатировали такие факты.

Историки могут руководствоваться подлинными документами, их копиями (так называемыми «списками»), косвенными данными и, конечно, выдвигать свои версии происходивших когда-то событий с предполагаемой мотивацией действующих тогда физических лиц.

В кратком изложении эти версии выглядят следующим образом.

1. Поведение Ивана IV с манёвром вокруг царского престола объясняется чрезмерной подозрительностью и даже откровенным безумием русского царя, способного на самые странные поступки.

Кроме того, являясь весьма набожным человеком, он мог поверить волхвам, что якобы в том году московский царь, официально занимавший трон, должен был по их предсказаниям умереть от гнева Бога.

Поэтому Иван IV решил отойти от царского престола на расстояние, чтобы не навлечь на себя Божью кару.

2. Иван IV отстранился от престола для того, чтобы возродить опричнину, но не от своего имени, а от имени нового царя Симеона. Для этого предполагалось разделить страну на два удела: удел Симеона Бекбулатовича и удел «Иванца Московского».

3. Политическая и экономическая ситуация внутри и вне страны складывались не достаточно благополучно, поэтому было необходимо принимать срочные меры для решения возникших проблем.

Для этого требовался так называемый «настоящий царь» коим себя Иван IV не считал. Он, якобы, чувствовал некую свою царскую ущербность по происхождению для большой миссии.

Настоящий царь, в его понимании, должен был происходить из рода Чингисхана или Византийских императоров.

И на эту роль прекрасно подходил знатный татарский царевич, ставший русским царём Симеоном Бекбулатовичем.

4. Некоторые историки решили, что за отречением Ивана IV кроется желание царя принять участие в борьбе за польский престол.

5. Кто-то в поступке Ивана IV усматривал намерение развязать новую опричнину, чтобы расправиться с верхушкой прежней опричной гвардии.

6. Многие историки утверждали, что отречение Ивана IV было просто самодурством московского царя, хотевшего унизить русское боярство, поставив над ним татарского царя.

Объединяющей версией, на наш взгляд, объясняющей поступок царя, может служить желание отойти на расстояние от власти и государственных проблем, чтобы понаблюдать со стороны за всем и всеми и разобраться с ворохом проблем. За одно испытать своё окружение, в котором он не был уверен достаточно прочно.

При этом Иван IV крепко держал руку на пульсе российской жизни, фактически управляя государством. И он решил, ничего практически не теряя, использовать для решения видимых ему проблем, запасённый им заранее политический вариант манёвра.

Этот политический манёвр, совершённый Иваном IV Грозным, на наш взгляд, говорит о нём, как о зрелом и решительном политике.

А также подтверждает, что Бог не зря научил человека устраивать в своём жилище «запасные» двери или «чёрный» ход. Борьба с жизнью «лоб в лоб» не всегда удобна и не всегда бывает успешной.

Запасные склады, засадные полки, запасные мероприятия, резервы финансов, «чёрные» или «запасные» двери и прочие резервы не раз спасали отдельных людей, войска и целые государства от поражений.

«Запасная дверь», в лице «запасного» или временного царя использованная Иваном IV Грозным, позволила ему не только сохранить свой трон, испытать окружение и разобраться с государственными проблемами, со своим внутренним миром, но и вернуться во власть, став крепче и увереннее.

В 1575 году Иван IV Грозный вышел в намеченное время в «запасную» дверь, а в 1576 году вновь переступил её порог, но в обратном направлении.

В 1576 году Иван IV «ссадил» своего «временщика» с престола, и вновь стал полноценным и более уважаемым царём, что придало экспериментатору внутренних сил и уверенности в управлении страной.

Но Симеона Бекбулатовича ни на одну йоту не обидел и не унизил. Более того, он пожаловал ему титул «великого князя Твери» и большие имущественные и земельные наделы.

Симеон сохранил свой «двор», миниатюрно напоминающий московский царский двор с помощниками и прислугой. Но резиденция этого двора была уже не в Москве.

На своих землях Симеон распоряжался единовластно без каких-либо ограничений.

Однако смерть Ивана IV Грозного и приход к власти его сына Фёдора Иоанновича кардинально изменили жизнь Симеона Бекбулатовича.

Реальной властью стал обладать шурин (брат жены) Фёдора Иоанновича – Борис Годунов, который расправился с тестем (отцом жены) Симеона Бекбулатовича – боярином Фёдором Ивановичем Мстиславским, отправив его в заточение в Кирилло-Белозерский монастырь.

А сам Симеон Бекбулатович, раздражавший Годунова своим царским происхождением и царским потенциалом был лишён титулов, привилегий и сослан в село под Тверь.

Однако Симеон оставался потенциальным претендентом на царский трон, поскольку в те времена носители царской власти имели в понятии людей сакральную связь с Богом, что совершенно не устраивало Бориса Годунова. Особенно после смерти царя Фёдора Иоанновича.

Однажды Симеон выпил подаренное Годуновым вино и ослеп, продолжив свою жизнь в ссылке ещё тише, чем прежде.

Тем временем умер Борис Годунов и через год свергнут сын Бориса Годунова Фёдор Борисович Годунов.

Престолом овладел Лжедмитрий I, который в начале обласкал царя Симеона, но затем и он разгневался, сослав Симеона в тот же монастырь, где находился боярин Мстиславский под именем старца Ионы.

Однако не долог был век царствования Лжедмитрия I. Царём избирается Василий Шуйский из рода Рюриковичей, но не популярный в народе.

И ему тоже не нравится, что до сих пор жив царь Симеон, потенциальный конкурент на царский трон. И вновь Симеон ссылается в монастырь, но уже расположенный на Соловецких островах, обитель отдалённую и более недоступную, чем другие.

Там под именем старца Стефана Симеон прожил шесть лет.

За это время умирает его жена Анастасия, родившая за свою жизнь Симеону шестерых детей.

Слепой Симеон возвращается на родину, когда к власти приходит Михаил Романов. Симеон уже никому не страшен. Он старый слепой старик.

А через девять лет и он умирает.

Сложна и печальна была жизнь татарина Саина-Булата, ставшего русским царём.

Были в ней невероятные взлёты и такие же падения. И вся она проходила на фоне и с участием Ивана Грозного.

Однако и жизнь самого Ивана Грозного была весьма не простой. А, по мнению части новой волны историков, совсем не такой, как это представлено в канонической историографии.

Но это уже отдельный рассказ, причём не только об Иване Грозном, но и о Симеоне Бекбулатовиче и других царствующих особах в эпоху Централизованного Российского Государства. И об этом мы позже напишем.

Но, возвращаясь к тайне «запасной двери» Ивана Грозного и всего периода его правления, необходимо отметить следующее.

Многие исторические загадки «разгадываются» или открываются исследователям с помощью новых (альтернативных) методов познания не существующей сейчас реальности и подходов к вопросу исторической хронологии, которые в определённом смысле выступают в качестве археологии исторической хронологии Древней Руси.

Новые методы и подходы с помощью знаний астрономии, математики, информатики проясняют многие исторические тайны времён Ивана Грозного.

Но и естественным образом формируют следующие новые вопросы:

А действительно ли Симеон Бекбулатович «подменял» на время Ивана IV Грозного в 1575-1576 годах, или был абсолютно самостоятельным и независимым царём?

Или такой, казалось бы странный, вопрос:

А жил ли Иван IV Грозный в период правления царя Симеона Бекбулатовича?

А далее и, более того, возникает главный, пожалуй, вопрос:

Был ли вообще в реальной истории Древней Руси царь, правящий более пятидесяти лет и, вошедший в классическую историю России, как «Иван Грозный»?

Вопросы неожиданные и сложные. Они потребуют специальных обстоятельных ответов. Но уже в рамках других статей, которые должны последовать за данным эссе. 


Новая дверь к Ивану Грозному
Фигуративная живопись

Читайте также:

 

 

Можно продолжить

Красивые девушки и их сексуальные спины.

GRAZIA Pakistan: Argentina´s Wonder Woman.

Для взрослых.

Необъяснимая магия штанишек для йоги.