Каково это было быть рыцарем в Средневековье?

Каково это было быть рыцарем в Средневековье?

Существует множество мифов о том, каково было быть рыцарем в Средневековье, распространяемых не только Голливудом, но и легендами самого Средневековья – и там, и там в большом количестве представлены образы рыцаря, который спешит на помощь прекрасной даме и, как правило, представляет собой бастион всего самого хорошего и благородного. Но каково было на самом деле быть рыцарем в Средневековье, и к чему они фактически стремились в повседневной жизни?

Во-первых, небольшая оговорка: "Средневековье" – довольно длительный период времени примерно с 5-го по 15-й век, поэтому невозможно точно сказать, какой была жизнь конкретного рыцаря при таком большом промежутке времени и с учетом различных регионов проживания. Но мы постараемся дать максимально исчерпывающий ответ, несмотря на всё это.

Это подводит нас к началу рыцарского периода. В то время как воины на лошадях существовали задолго до этого, положение рыцаря, как мы можем предположить, было впервые выдвинуто в качестве официального ранга примерно в 8-м веке среди солдат Карла Великого. Вы, несомненно, будете шокированы, узнав, что рыцари по своей сути были просто высококвалифицированными солдатами на лошадях. И, по правде говоря, до тех пор, пока они не устарели в конце этой эпохи, рыцари оставались в основном элитными воинами.

В начале обучение было не столь формализованным, каким оно стало по прошествии столетий, но, как правило, предполагались хорошее происхождение и мужской пол (хотя есть некоторые примеры женщин-рыцарей). Когда мальчики достигали возраста 7 лет, их отправляли к какому-нибудь лорду или рыцарю, чтобы они могли начать своё обучение в качестве рыцарей.

Обучение начиналось с того, что мальчики играли роль пажа. В течение этого времени они практиковались с искусственным оружием, осваивали верховую езду, участвовали в охоте и выполняли разные рутинные задачи, служа рыцарю, к которому они были отправлены, и его семье. В то же время они также могли получать хорошее образование, но так было не всегда, особенно в начале. В любом случае, как только всё это становилось реальностью, им рассказывали различные легенды о предполагаемых рыцарях, которые существовали ранее, и об идеалах рыцарства.

Как только они достигали раннего подросткового возраста (если они были здоровы и в целом успешны в тренировках), их переводили в положение оруженосца, где обучение становилось сложнее и включало использование настоящего оружия и даже получение возможности оказывать непосредственную помощь рыцарю, которому они служили, даже в битве.

Примерно через 5-7 лет этой подготовки высшего уровня, если они выживали и овладевали всеми необходимыми навыками, их официально посвящали в рыцари. Сначала не было никакой особой помпы и традиций, связанных с этим, но к позднесредневековому периоду рыцарство стало в большей степени тем, чем мы его представляем сегодня – эта эволюция, казалось бы, частично была спровоцирована церковью как способ, как мы надеемся, заставить рыцарей более серьёзно относиться к их клятвам, особенно рыцарского характера.

К этому моменту у вас, без сомнения, сложится впечатление, что весь рыцарский кодекс больше походил на свободные и различные "руководящие принципы", установленные церковью, чтобы пытаться управлять рыцарями, повсюду терроризирующими всех.

Возвращаясь к тому, во что превратилась церемония посвящения в рыцари, французский рыцарь 14-го века Жоффруа де Шарни утверждает, что за день до церемонии оруженосец отправлялся на исповедь, а затем принимал ванну. После этого его облачали в белое и красное, а затем провожали на молитвенное бдение. На следующий день он посещал мессу, причащался и отправлялся непосредственно на церемонию, во время которой ему вручали шпоры и меч, а затем он давал клятву верности своему лорду и, по крайней мере, на этом этапе истории, клялся придерживаться различных аспектов рыцарства. Наконец, всё заканчивалось лёгким ударом и поцелуем.

Конечно, как уже было упомянуто, особенно в первые дни появления положения рыцаря, стать им могли большинство солдат, причём положение можно было занять благодаря тому, что они проявляли себя как доблестные воины на поле битвы. Позже, когда положение стало более элитным и престижным, некоторые становились рыцарями, просто заплатив за это, и, в любом случае, чтобы стать им, вам уже нужно было происходить из знатного рода или хотя бы быть сыном рыцаря.

Стоит отметить, что вопреки распространённому мнению, не все рыцари были богатыми, владели собственными замками и тому подобное. На самом деле, некоторые не были даже землевладельцами, и рыцарский чин по своей природе был, по сути, тем, что в некотором смысле делало его носителя второстепенным дворянином, хотя, конечно, многие рыцари занимали гораздо более высокие посты в знати вне зависимости от своего воинского мастерства.

Поэтому вы не удивитесь, узнав, что то, чем занимались конкретные рыцари в повседневной жизни, значительно варьировалось в зависимости от того, о ком вы говорите. Тем не менее, большинство рыцарей служили какому-либо лорду в течение определённого количества времени каждый год в бою, или охраняли их земли, если об этом просили.

Поэтому даже низший класс этих людей мог жить в доме своего лорда, служа своего рода телохранителями, охранниками, иногда правоохранительными органами, а иногда и судьями, посредничая в спорах между местными крестьянами и т.д. По сути, их повседневная жизнь была чем-то вроде гибрида солдатской и правоохранительной деятельности.

Для других, например, владельцев поместий, повседневная жизнь имела тенденцию по большей части сводиться к управлению поместьями и крестьянами, находящимися под их контролем. Тем не менее, учитывая, что они могли покидать свои владения на длительные периоды, у них также был кто-то под рукой для помощи в управлении. Таким образом, у большинства рыцарей в целом было очень много свободного времени. Так что же они делали с ним?

Буйствовали, судя по всему.

Как упоминалось, рыцари в Средневековье были довольно известны своей склонностью творить анархию, куда бы они ни отправились. Фактически, в дополнение к таким вещам, как захват Иерусалима у мусульман, одной из многих целей первого Крестового похода, по словам профессора истории Нормана Кона, "также было дать что-то безработному и чрезмерно агрессивному дворянству Франции, чтобы вывести его из Европы и остановить опустошение... земель".

Тем не менее, следует отметить, что, хотя средневековые лорды не были известны тем, что хорошо обращались с крестьянами, от которых зависели, они, по крайней мере, хорошо знали, что убивать, насиловать и грабить их – контрпродуктивно для максимизации дохода от своей собственной земли и труда. И, если такое поведение было особенно вопиющим, оно могло привести к откровенным восстаниям, которые происходили время от времени. Нельзя сказать, что такие злоупотребления не случались даже в пределах собственных земель, о чём свидетельствуют случайные восстания – просто вести себя слишком навязчиво не было хорошей идеей.

Как отмечает профессор средневековой истории в Университете Акрона Констанс Бриттен Бушар в своей книге: "В большинстве случаев помещики были слишком разумными, чтобы активно причинять вред своим крестьянам; в конце концов, их собственные средства к существованию зависели от энергии и успеха крестьян..."

Тем не менее, грабить пшеничное поле на чужих землях и обижать чужих крестьян, на самом деле было неплохим занятием, особенно если происходило это далеко, и немедленного возмездия против ваших собственных крестьян и земель быть не могло. В те времена разграбление земель другого лорда ради собственной выгоды могло стать для вас настоящим благом, с небольшим прямым риском – толпа крестьян с вилами не обязательно была для вас по своей природе опасной. Это также был гораздо более безопасный способ нанести вред врагу, чем прямой бой с его собственными рыцарями.

В качестве примера такого рода поведения приведём летописца 12-го века Ордерика Виталиса, превозносящего достоинства рыцаря за то, что он решил НЕ убивать большую группу крестьян. Как указано в книге историка Кэтрин Хэнли: "Он описывает рейдовую экспедицию, организованную молодым рыцарем, в ходе которой его люди разрушали дома группы крестьян и убивали их скот. Сами крестьяне бежали, чтобы собраться вокруг креста; рыцарь пощадил их жизни, и этот благородный поступок, согласно [Виталису], заслуживает того, чтобы его запомнили навсегда".

Действительно, так смело и так благородно.

Напротив, рыцарь и лорд 12-го века, Валеран граф Меллентский, был известен тем, что отрезал одну из ступней всех крестьян, с которыми он сталкивался, находясь на вражеских землях.

Что касается того, к чему стремились рыцари, когда они не насиловали и не грабили, у дворян были обычные вечеринки. Интересно, выпрыгивали ли у них из тортов стриптизёрши?

Когда они не веселились, они занимались довольно обыденными вещами, такими как посещение мессы, игры в нарды и шахматы и тому подобное. У тех, кто умел читать, было ещё одно потенциальное занятие, хотя книги были довольно скудными и дорогими в течение большей части этого периода. (И обратите внимание, хотя многие богатые рыцари были хорошо образованы, было также много тех, кто даже не умел ни читать, ни писать).

Это, наконец, подводит нас к другому занятию, заполняющему часы отдыха скучающего рыцаря. В основном, это была частая охота, а также посещение различных турниров.

Что касается последнего, то смысл этих турниров изначально заключался в массовых рукопашных схватках, в том числе с использованием настоящего острого оружия. Правила практически отсутствовали, соревнования не сильно отличались от реальных сражений, включая захват в заложники других рыцарей и тому подобное. Рыцарей даже часто разделяли по национальной принадлежности, что делало всё это ещё более агрессивным.

Тем не менее, основной смысл, в отличие от реальной битвы, состоял не в том, чтобы преднамеренно убить противника, а в том, чтобы просто сбросить его с лошади и взять в плен. На ранних стадиях многие рыцари нанимали людей, чья работа заключалась в том, чтобы избить любого рыцаря, которого их наниматель сбросил с лошади, до того, как взять его в плен. Смысл состоял в том, чтобы избавиться от рыцарских доспехов, без которых их было намного проще держать в плену. Рыцаря, лишённого всех доспехов и лошади, впоследствии предлагали обратно другой стороне за определённую цену, а также возможно было получить обратно доспехи и лошадь, также за определённую цену.

Так же, как и в настоящей битве, все крестьяне, находившиеся по соседству, не обязательно были в безопасности во время этих турниров. Например, рыцарь мог сбежать от вражеских рыцарей и укрыться в крестьянском доме, который, вероятно, был бы затем разграблен или даже сожжён дотла, чтобы выманить оттуда беглеца. Даже если они этого не сделали, близлежащие фермерские поля, вероятно, были бы затоптаны, а урожай уничтожен.

Как вы можете себе представить, в то время рыцари, особенно представители низших и бедных слоёв, любили турниры за шанс повысить престиж, отточить своё мастерство и получить богатство в виде призов, выкупов и тому подобного, крестьяне и церковь действительно не были большими поклонниками всех смертей и разрушений, которые окружали турниры.

Для успокоения всех, включая рыцарей, которые иногда погибали во время этих сражений, на протяжении веков в различные турниры добавляли всё больше и больше правил, а также появилась тенденция к притуплению оружия. К концу эпохи Средневековья это привело к тому, что турниры стали напоминать именно то, что часто изображается в фильмах сегодня, хотя и с меньшим количеством азарта.

Например, по мере того как турниры развивались, поединок становился чрезвычайно популярным, и вместо того чтобы бродить по полям в попытках поймать друг друга, рыцари должны были сражаться на определённой территории, на которую в итоге даже добавили перила между противниками, чтобы минимизировать вероятность травмы головы при столкновении. Кроме того, копья были притуплены, и была изготовлена специальная броня, чтобы ещё больше снизить вероятность смерти рыцаря.

Конечно, два мощных человека на боевых лошадях, несущихся галопом, нападающие с гигантскими палками, нацеленными друг на друга, после чего один или оба могли быть сбиты со своих скакунов на такой скорости, не были гарантом отсутствия травм или смертей, так что летальные случаи продолжали происходить. Но в целом, когда турниры превратились в более продуманные мероприятия, они стали намного организованнее, безопаснее и веселее для крестьян.

Следует также отметить, что в качестве дополнительной меры контроля поведения рыцаря, поскольку турниры становились всё более и более популярными, к концу Средневековья тем, кто особенно вопиюще нарушал свои рыцарские клятвы, могли запретить участвовать в турнирах.

В любом случае, возвращаясь к их повседневной работе в качестве элитных воинов во времена конфликтов, рыцари также всегда были обязаны служить своим лордам в течение определённого периода каждый год. В то время, хотя у них обычно были свои слуги, которые приходили, это было не совсем приятно. В лучшем случае это могло быть прибыльным делом – разграбить соседние земли, принеся домой добычу для вас и вашего лорда. Но это могло быть ужасно и смертельно опасно. Рассмотрим рассказ рыцаря 14-го века Джеффруа де Чарни:

"В этой профессии нужно терпеть жару, голод и тяжёлую работу, мало спать и быть начеку. Постоянно уставать и спать на земле, чтобы иметь возможность быстро проснуться. И вы не в силах изменить ситуацию. Вы часто боитесь, когда видите приближение ваших врагов с опущенными копьями, чтобы проткнуть вас, и с обнажёнными мечами, чтобы пронзить вас. Стрелы летят в вашу сторону, и вы не знаете, как лучше защитить себя. Вы видите, как люди убивают друг друга, убегают, умирают и попадают в плен, и вы видите тела своих мёртвых друзей, лежащие перед вами. Но ваша лошадь жива, и благодаря ей вы можете бесчестно убежать. Но если вы останетесь, вы получите вечную славу"...

Как вы можете себе представить, по примеру Джеффруа и других рыцарей той эпохи многие современные учёные считают, что посттравматическое стрессовое расстройство не было чем-то необычным среди рыцарей, как и сегодня среди солдат.

В любом случае, подводя итог, жизнь конкретного средневекового рыцаря может значительно варьироваться в зависимости от эпохи и его богатства. Но в целом большинство из них в течение многих лет проходили подготовку в качестве элитных воинов, были, как минимум, на шаг выше крестьян, и благодаря этому имели гораздо больше свобод и возможностей для продвижения по службе. Что касается их повседневной жизни, они, кажется, в основном проводили время, занимаясь такими вещами, как поддержание мира (когда они его не разрушали), управление своими владениями и рабочими на своих землях (если они у них были), охота, вечеринки, турниры, тренировки и, конечно, время от времени, участие в кампаниях за Бога и/или лорда.


Первое и последнее лето любви в истории человечест...
«Испанка»: как в начале XX века мир пережил пандем...

Читайте также: