Смерть от целибата и порошок из червей: чего мы не знали о сексе в Средневековье

Смерть от целибата и порошок из червей: чего мы не знали о сексе в Средневековье

Секс в Средние века — тема интересная, широко обсуждаемая, и поэтому породившая немало противоречивых представлений и мифов. Кто-то твёрдо уверен, что в Европе в течение этой эпохи за содомию (причём это понятие включало в себя не только какие-то жуткие извращения, но и банальную мастурбацию или оральный секс) жестоко наказывали, заливая в глотку расплавленный свинец. А кто-то утверждает, что всё было разрешено, и тот же анальный секс настолько полюбился средневековыми дамам, что проблема испускания газов после него стала весьма насущной и женщинам приходилось носить с собой на светские мероприятия маленьких собачек, чтобы сваливать на них всю вину за неприятные запахи. Так как же дела обстояли на самом деле — что разрешалось, что запрещалось? Как лечили половые инфекции и результатом чего их считали? А что там с однополыми отношениями? Рассказываем о самых пикантных аспектах.

Как лечили

Нельзя отрицать, что глубокая религиозность людей Средневековья напрямую влияла на их сексуальную жизнь, и представления обывателя того времени об окружающем мире сейчас кажутся, мягко говоря, странными. Например, ситуация: простой человек обратился к услугам проститутки, а потом заболел сифилисом. Ему и в голову не приходило, что это вполне логичный исход секса с дамой, которая до этого спала с десятками людей и могла подцепить от них какую угодно болячку. Нет, средневековый обыватель воспринимал свой сифилис как результат греха, который он совершил, обратившись к продажной женщине. И да, это считалось нормальным. Джон Конт, герцог Ланкастерский, как рассказывает в своей книге английская писательница и историк Элисон Уэйр, умер от болезни, симпотмы которой неоспоримо были признаками запущенного венерического заболевания. Однако современники считали, что его тело сгнило из-за того, что он был великим блудником — и кара господня настигла его. Впрочем, далеко не все были столь невежественны. Медики того времени не только находили связь между сексом с проститутками и болезнями, но даже предлагали методы лечения. В средневековом манускрпите The Prose Salernitan Questions, посвящённом науке и медицине, описано, каким образом мужчина может заразиться от женщины — носительницы инфекции (впечатлительным просьба отойти от экрана). Якобы дама, вступившая в контакт с больным чумой, сама остаётся нетронутой этой болезнью, однако сперма сохраняется внутри её матки, где превращается в гнилую субстанцию. Затем эта субстанция впитывается в член «новоприбывшего» любовника, а далее уже распространяется по всему его телу, так что тот начинает гнить заживо. Если мужчина всё-таки переспал с заражённой женщиной, сразу после контакта ему предлагалось очистить свой член тем, что было под рукой: собственной мочой, водой или уксусом. Далее в дело вступал доктор с различными мазями и лекарствами. А если такое лечение не помогало, то сочинение «Тротула», которое относят к XII веку, советует делать припарки и посыпать поражённые участки порошком из червей и различных кореньев. В современной книге «Инфекции, передающиеся половым путём» авторы упоминают о хирурге, жившем в XIV веке: врач немилосердно отрезал поражённые проказой участки плоти при помощи лезвия, а затем посыпал их негашёной известью. И, кстати, такое лечение оказывалось довольно эффективным.

Опасное воздержание

Ещё одно интересное представление средневековых людей, связанное с сексом, это непререкаемая вера в гуморальную теорию, то есть теорию баланса четырёх жидкостей в организме человека. Если коротко: в теле здорового индивида должно соблюдаться равное соотношение четырёх жидкостей — крови, чёрной и жёлтой желчи, слизи. Благодаря этим жидкостям образуются и другие, в том числе сперма. Все мы знаем про процедуры кровопускания — они как раз из этой серии. И сперма (за образование которой, по мнению людей Средневековья, отвечала кровь) должна периодически покидать тело, чтобы не скапливаться там. Соответственно, воздержание в Средневековье также считалось вредным для здоровья мужчины: медики полагали, что избыток семенной жидкости может повредить организму, особенно молодому. Как же справлялись с такой бедой монахи? Очень просто: на помощь приходило всё то же кровопускание, которое якобы уменьшало количество спермы в организме. Помогали и физические упражнения: пот, который выделялся в процессе, также восстанавливал баланс жидкостей. А можно было поступить и того проще — поплакать. Ну, и как мы знаем, многие священники, в том числе и высокопоставленные, вообще не соблюдали целибат: в Википедии можно даже найти целый раздел, посвящённым папам римским, которые вели активную половую жизнь. Кроме того, врачеватели той эпохи предлагали использовать различные вещества, подавляющие либидо, вроде крепкого чая, настоя из семян чечевицы или обычной питьевой воды. Лондонский медиевист Кэтрин Харви изучала работы Джеральда Уэльского, священнослужителя и историка, который создал трактат, полный многочисленных любопытных историй. Там есть в том числе и рассказ о некоем архидьяконе, которого сделали епископом. Сам мужчина такого повышения не желал, потому что понимал: по долгу службы придётся отказаться от секса. В итоге его половые органы распухли, и бедняга умер спустя несколько недель — как посчитали его современники, именно от недостатка секса. Харви приводит и немало других примеров: скажем, король Людовик VII якобы заболел во время крестового похода из-за длительного воздержания. Целибат в Средневековье считался опасным и для женщин. В книге, посвящённой дамам того времени, английский историк Генриетта Лейзер описывает рекомендации врача позднего Средневековья. Если женщине, не состоящей в отношениях и, соответственно, не занимающейся сексом, не помогают отвлечься такие способы, как путешествия и медитация, то во имя собственного здоровья ей стоит прибегнуть к мастурбации — правда, не самостоятельно, а при помощи повивальной бабки (так что круг функций акушерки в то время не ограничивался лишь принятием родов). Впрочем, с такими методами, как и с сексом, требовалось соблюдать меру, иначе из помощи организму это уже превращалось в грех.

Однополая любовь

Как видим из истории про воздержание, когда религиозные идеалы идут вразрез с медицинскими показаниями, Средневековье — период противоречивый и сложный в том, что касается секса. Непросто дело обстояло и с гомосексуальными связями. Если, например, Фома Аквинский называл однополую любовь противоестественным и греховным деянием, противным богу, то некоторые люди, в том числе и носители религиозного сана, были с ним не согласны. Известна история священнослужителя Арно де Верноля, который заразился чумой (или чем-то другим — сейчас трудно сказать) после похода к проститутке. Арно выжил и поклялся, что больше никогда не притронется к женщине. Вместо этого он решил спать с мальчиками, в чём открыто и признавался. Гомосексуалистов в Средние века бросали в темницы, вешали и сжигали, однако могли поступить мягче: отлучить от церкви или даже отпустить грех — последнее мог сделать епископ. По законам Кастилии, Флоренции и Франции их кастрировали. При этом по всей Европе довольно широко была распространена мужская проституция. Это породило странное понятие о добродетели: мужчины (в том числе и женатые), которые ходили к проституткам женского пола, порой даже считались достойными похвалы за свою «правильную ориентацию»! Таким образом, несмотря на довольно однозначную позицию церкви в вопросах гомосексуализма, однополые связи отнюдь не были редкостью в Средневековье. Ими грешили даже представители королевских семей: вспомним английского короля Эдуарда II, который имел множество любовников. Это особенно иронично, учитывая, что его отец Эдуард I ввёл закон о запрете гомосексуализма: по его инициативе такое преступление стали карать сожжением на костре.


20 фактов о женском белье, или занимательные истор...
мультипликационные персонажи в реалистичном стиле ...

Читайте также: